Главная » Статьи » Мои статьи |
КОМПЬЮТЕРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФИЗИКЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
И.Ю. Андреева МОУ СОШ № 53 г.Томска Любая система обучения, во всех её формах и проявлениях, только в том случае станет отвечать своему назначению, если в ней присутствует ряд простых факторов. А именно: взаимодействие учителя и учащихся; наличие достаточно устойчивого и эффективного управления познавательным процессом; устойчивая мотивация познавательной деятельности. Желание учиться – это, прежде всего, осознание важности этой деятельности для всей дальнейшей жизни человека, это осмысление зависимости успеха, благополучия от качества приобретаемых знаний, умений, навыков. Соответственно – осознанная потребность в них. Овладение любым видом деятельности происходит только в результате активных действий обучаемого в этом виде деятельности. В КПМО определена прямая установка на его информатизацию. Но, несмотря на то, что информационные технологии занимают все больше места в школьном образовании, использование компьютеров на уроках физики является пока большой редкостью. Очень важно искать новые формы учебных занятий с применением компьютеров. В настоящее время разработано достаточное количество компьютерных программ, позволяющих в концентрированной форме изучать и повторять материал по теме в темпе, который сам ученик подбирает для себя в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями. Другие программы позволяют моделировать опыты, постановка которых в школе невозможна вследствие их сложности, например, по атомной физике. Уроки с использованием компьютерных программ привлекают учащихся, создают положительную мотивацию к учебе и дают возможность более глубоко изучить предмет, а так же расширить границы изучаемого предмета. Мною была разработана программа элективного курса «Компьютерный эксперимент в физической науке», которую я использую в работе уже третий год . Данная программа элективного курса рассчитана на 1 год, для обучающихся 10-х классов 16 – 17 лет. Подростковый возраст - один из самых сложных этапов жизни человека. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления и социальные установки. Это является отправной точкой для выбора профессии. Физика как наука лежит в основе изучения окружающего мира, способствует развитию творческого мышления, создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами, является основой диалектической логики. Цель: Углубление и расширение знаний по физике, через использование возможностей компьютерных технологий. Задачи: Найти наилучший способ использования компьютерных технологий для повышения качества образования; Привить интерес к предмету физика; Развивать навыки самостоятельной работы, работы на компьютере. Особенности курса: Программа составлены на основе использования компьютерных программ «Открытая физика 1.1», «Открытая физика 2,5» и «Физика. 7-11 кл.», которые способствуют интенсификации занятий и повышению интереса учащихся к физике, а так же углублению и расширению знаний физических явлений. Вопросы, которые рассматриваются на занятиях, усваиваются учащимися лучше, чем на обычных уроках. Имеют место: - наглядность процессов; -возможность самим изменять различные параметры изучаемого явления, а, значит не быть пассивными созерцателями, а активными участниками рассматриваемого явления или процесса; -учащиеся приобретают знания, которые применяют для создания компьютерных презентаций, электронных учебников, электронных вариантов тестов для контроля знаний и т.д. Программа представляет собой оптимальное сочетание теоретического курса и разнообразных форм практических занятий. Основными формами работы являются: исследовательская работа, практическая (лабораторная) работа с использованием компьютерных технологий. Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Практическое занятие - форма организации учебного процесса, направленная на закрепление теоретических знаний путем обсуждения первоисточников и решения конкретных задач, проходящее под руководством преподавателя. Использование информационных технологий требует изменения характера организации практических занятий и усиления их методической обеспеченности. Лабораторные работы позволяют объединить теоретико-методологические знания и практические навыки учащихся в процессе научно-исследовательской деятельности. Лабораторная работа - форма организации учебного процесса, направленная на получение навыков практической деятельности путем работы с материальными объектами или моделями предметной области курса. Данный курс прошел апробацию в течение трех лет. В качестве дидактического материала мною в содружестве с коллегами была разработана тетрадь для лабораторных работ, которая была издана в печати и используется учителями города Томска и Томской области. Исследовательские работы учащихся представляются ежегодно на городской научно-практической конференции «Юные дарования – Томску», где дети регулярно занимают призовые места. Данная программа элективного курса была представлена на III Областной конкурс современных образовательных программ в ТОИПКРО, Томск. 2009 и заняла первое место. Литература 1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. — М.: Адепт, 1998. 2. Андреева И.Ю., Гринева М.Н., Степанова О.Э., Рабочая тетрадь «Лабораторные работы по физике»// Томск, 2004. 3. Атутов П. Р. Технология современного образования // Педагогика. — 1996. 4. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. — М.: Сентябрь, 1996 (Библиотека журнала «Директор школы»). 5. Зверева В. И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. — М.: Перспектива, 1998. 6. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М.: Арена, 1994. 7. Ковалева Г. С, Краснокутская Л. П. Экологическое образование и школьный курс физики // Экологическое образование: концепции и методические подхлды. Сб. /Подред. Н. М. Мамедова. — М.: Агентство «Тех-нотрон», 1996. 8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М.: ИОСО РАО, 1999. Данная статья опубликована в сборнике материалов конференции представленном на изображении ниже: | |
Просмотров: 324 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |